Ода чернильнице

Подруга думы праздной,
Чернильница моя;
Мой век разнообразный
Тобой украсил я.
…В минуты вдохновенья
К тебе я прибегал
И музу призывал
На пир воображенья

А.С. Пушкин. «К моей чернильнице», 1821

Для многих наших читателей чернильница – предмет малоизвестный и архаичный. Однако на протяжении тысячелетий она служила людям верой и правдой и играла существенно важную роль во всех сферах жизни человека.

Старшее поколение помнит, что в советское время чернильницы, перьевые ручки, перочистки входили в обязательный состав пенала, а в каждую тетрадку закладывался лист промокательной бумаги (в разговоре сокращенный до «промокашки»). Перепачканные чернилами пальцы и кляксы сопровождали школьные годы, пока на смену чернилам не пришла автоматическая поршневая ручка (в которой чернила заливались в отдельный резервуар). Чуть позднее и вовсе из иноземных краев явилась к нам ручка шариковая, а затем гелевая. Ученики вздохнули с облегчением. Но была, безусловно, среди многих неудобств, связанных с писанием чернилами, существенно положительная сторона. Прописи, по которым учились чистописанию (был и такой предмет), вольно или невольно давали навык писать красиво, чисто и разборчиво, способствовали развитию терпения, прилежания и формировали почерк. Почерк – это индивидуальная манера написания, и ни для кого не секрет, что многие специалисты-графологи способны по нему определять характер человека, а также особенности его внутреннего мира (великий ученый Владимир Михайлович Бехтерев полагал, что по почерку можно проследить внутренние изменения психотипа человека в зависимости от разного рода обстоятельств).

…В древние времена в Египте, в античных государствах Греции и Риме, а также на Востоке чернила изготавливали из соков растений, орехов с добавлением лака, а также смеси масла и сажи. Сама чернильница имела разные формы и объемы и могла быть изготовлена из глины, металла, кожи, рога; чуть позднее – из стекла и хрусталя, а также драгоценных и полудрагоценных камней. Обязательным элементом конструкции была пробка, предохраняющая чернила от высыхания и расплескивания. Чернилами пользовались все: торговцы, коронованные особы, люди более низких сословий и, конечно, духовенство. Особый разговор здесь можно вести о профессии писцов – специально обученных людей, которые составляли деловые и личные бумаги, переписывали священные тексты и научные труды, исторические документы и хроники. В фонд культурного достояния нашей страны входят бесценные письма, дневники, исторические документы. Чего только стоят рукописи Александра Сергеевича Пушкина или Михаила Юрьевича Лермонтова с их заметками на полях и рисунками, встречающимися среди текста!

Как важной персоне, чернильнице требовалась целая свита, ведущие роли в которой отводились чернилам, перу и бумаге. В XVIII–XIX веках для письма использовали особым способом очиненные гусиные перья (позже появились перья металлические). До начала ХХ столетия в письменный прибор обязательно входили песочница, перочистка (сосуд с дробью для чистки пера от наплыва и загустения чернил) и пресс-папье. Особо важную роль играли песочница и сургуч. Сургуч, сформованный в палочки, расплавлялся над огнем свечи, и несколько его капель переливались на оборотную сторону углов конверта или край свитка. На эту горячую массу ставилась именная печать. Печати могли быть с инициалами, гербами и существовали сами по себе как отдельный предмет или входили в основу плато – личного кольца – перстня-печатки. Написанный чернилами текст посыпали кварцевым песком, который хранился в специальном сосуде – песочнице. Песок не только разглаживал деформирующуюся от влаги бумагу, но и, подобно промокашке, предохранял чернила от смазывания, подсушивая их.

Люди писали огромное количество писем: почтовые кареты, курьеры с важными депешами и указами, адъютанты, посыльные беспрерывно курсировали по всей России и за границей. Иногда письма писались в дороге, для чего были изобретены походные бюро и дорожные шкатулки. Постоянно переезжающий с места на место Чичиков, герой «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя, имел для этих нужд «небольшой ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской березы», где имелись «квадратные закоулки для песочницы и чернильницы с выдолбленною между ними лодочкой для перьев, сургучей и всего, что подлиннее… Весь верхний ящик со всеми перегородками вынимался, и под ним находилось пространство, занятое кипами бумаг в лист… «Ахти, сколько у тебя тут гербовой бумаги!» – сказала Коробочка, заглянувши к нему в шкатулку. И в самом деле, гербовой бумаги было там немало…»

С XVII столетия чернильницы, входившие в состав письменных приборов, ко всему прочему, являлись украшением интерьера и находились в кабинетах, личных покоях, библиотеках и будуарах. Чернильницы бывали детские, кабинетные, церковные, для комнат секретарей, дворцовые, дорожные, а также для разного рода учреждений.

В Тверской картинной галерее хранится несколько замечательных образцов чернильниц, выполненных в разные исторические эпохи. Например, в постоянной экспозиции Древнерусского искусства Тверского императорского дворца можно увидеть подвесную литую чернильницу из меди, созданную в России в XVII веке. Она имеет два круглых ушка возле горлышка, для того чтобы продетый через них шнурок крепился к поясу тех людей, которым было необходимо в любой момент иметь возможность написать срочную депешу, письмо или прошение, указ или жалобу. На лицевой стороне с большим мастерством выгравирована фигура стилизованного льва с высунутым языком и загнутым хвостом; на оборотной стороне дано изображение птицы Сирин с человеческой головой в короне. По фону расположены завитки затейливого орнамента в виде плетенки из растительных элементов.

Истинным украшением отдела Русского искусства XIX столетия можно считать чернильницу «Амур с бочкой», созданную в пушкинское время – 1830-40-е годы – на фабрике знаменитого Александра Попова, изделия которого высоко ценились людьми тонкого вкуса в высших кругах аристократии и в императорском окружении. К сожалению, время не пощадило этот экспонат, и он ждет своей реставрации. Тем не менее он смотрится вполне самодостаточно и пленяет нас романтическим духом времени. Скульптура выполнена из белоснежного фарфора в сочетании с бисквитом (неглазурованный фарфор), дополненным деликатными включениями позолоты. Это превосходный образец миниатюрной скульптуры-чернильницы, где есть и вазочка для перьев, и раковина для песка, и чаша для чернил, которые выполняют функцию антуража вокруг главного героя – излюбленного персонажа мифов, литературных произведений, живописных полотен. Божество любви Амур – очаровательный крылатый мальчик – открывает кран небольшого бочонка. Изящная композиция расположена на овальном основании, стоящем на четырех ножках в виде орлиных лап. По борту белого фарфорового плинта идет изысканная ручная надпись на французском языке «Qui que tu sois, voici ton maître: Il l’est, le fut, ou le doit être». Это строки Вольтера, сделанные на статуе Амура в саду: «Кто бы ты ни был, вот твой хозяин. Он есть, был и будет». Великий мыслитель имел в виду, что всем в этом мире повелевает любовь. Композицию «Амур с бочкой» легко представить в интерьерах середины XIX века. Она могла служить своим хозяевам «по надобности» (по прямому назначению), одновременно являясь украшением бюро или письменного стола, дополняя уголок интерьера.

Особого внимания заслуживает чернильный прибор, созданный во Франции в середине XIX столетия из бронзы, фарфора и стекла. Его общий вид соответствует европейской моде того времени: пышная композиция, богато украшенная рельефным растительным орнаментом и скульптурными разделками. По центру в картуше с лентами мастер расположил две сидящие обнаженные фигуры со свитками и венками. В углубленных медальонах – мужской и женский портреты в средневековых головных уборах, а по углам – скульптурные мужские портреты в лавровых венках. Вся бронзовая основа композиции богато декорирована флориальным орнаментом, бусинами и рокайльными завитками; по краю идет ажурный бордюр, изображения орла и маскаронов.

Сосуд для чернил имеет примечательное внутренне устройство: внутри цилиндра находится фарфоровый поршень, соединенный с бронзовой крышкой цепочкой. С внешней стороны на тулове емкости имеется небольшая раковина для чернил. Поршень регулирует уровень чернил, которые постепенно наполняют раковину, препятствуя их загустению на воздухе. Чернильница изготовлена из высококачественного фарфора с изображениями по белому фону роз, гирлянд и красных птиц, а внизу по синему полю – золотой гирлянды с цветами. Емкости для дроби и песка представляют собой четырехугольные стеклянные сосуды. Чернильный прибор можно отнести к предметам роскоши, а владельца или владелицу считать человеком тонкого вкуса и немалого состояния.

В витрине зала Искусства первых лет Советской власти экспонируется интересный образец домашней детской чернильницы – памятник времени эпохи перемен и поисков новых образов в изменившемся подходе к задачам искусства. Чернильница «В борьбе за рабочее дело будь готов!» была создана замечательным художником Исидором Григорьевичем Фрих-Харом (1893-1978) на Конаковском фаянсовом заводе имени М.И. Калинина в 1930-е годы. Выдающийся скульптор, прославившийся своими монументальными композициями и декоративной пластикой, как и многие в те годы, охотно работал над серийными и тиражными бытовыми образцами, поступавшими в продажу. Письменный прибор, о котором идет речь, можно считать истинным раритетом, поскольку подобных вещей осталось единицы. Он предназначен для домашнего использования (во время учебных занятий в школах были распространены совсем простые чернильницы-стаканчики, которые вставлялись в специальные углубления на краю парты).

На фоне изображения знамени с надписью «Всегда готов!» на фигурном постаменте исполнено скульптурное изображение девочки в пионерской форме, отдающей салют, по сторонам которой – два условных изображения горящих костров (это ассоциативно вызывает в памяти еще не совсем забытую и любимую в те годы песню «Взвейтесь кострами, синие ночи! Мы пионеры – дети рабочих»). На постаменте помимо двух чернильниц-вкладышей и углубления для ручки есть и фигурная подставка для карандашей. Художник использует для росписей по фаянсу бирюзовые, розоватые, синие, желтоватые, коричневые глазури, создавая яркую, жизнеутверждающую, немного плакатную композицию, которую и требовал общий дух времени революционных перемен. В искусстве тех лет часто использовали язык лозунгов, призывов к борьбе и справедливости. Особое внимание уделялось теме счастливого детства и идеологическому воспитанию подрастающего поколения.

Чернильница может многое рассказать о своей эпохе. Великое наследие мировой культуры и истории – священные тексты, государственные и дипломатические документы, военные хроники, литературные произведения, личные письма, альбомы и дневники – были написаны чернилами. Поэтому мы не покривили душой, дав столь пафосное название статье.