Портрет на фарфоре
В Голубой гостиной парадной анфилады Тверского императорского дворца наряду с произведениями живописи и уникальными образцами мебели экспонируется ваза с портретом российского императора Николая I, которая, бесспорно, украшает интерьер этого зала. Ваза была выполнена в период с 1835 по 1840 год и не раз представляла коллекцию картинной галереи на разнообразных по тематике вернисажах, в том числе и в некоторых европейских странах. Она находится в хорошей сохранности, хотя имеет более чем почтенный возраст (около двухсот лет) и ее состояние поддерживается профессиональной работой наших реставраторов.
…В первой половине XIX столетия на фарфоровых изделиях было принято изображать не только батальные, аллегорические и другие сюжетные композиции, но и портреты монарших особ – членов императорской семьи. Часто героями этих росписей становились также прославившиеся победами полководцы, государственные деятели и сановники высоких рангов. Разумеется, не всякое фарфоровое предприятие имело на это «высочайшее дозволение», и пальму первенства здесь всегда держал Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге, который обслуживал нужды императорского двора и выполнял заказы «особого порядка». Иначе и быть не могло, ведь это предприятие всегда находилось под патронажем членов монаршей семьи и, соответственно, располагало весьма значительными по тем временам финансовыми ресурсами.
Основанный еще при государыне Елизавете Петровне в 1744 году по воле ее великого отца, завод процветал и изготавливал превосходный белоснежный фарфор (масса которого могла быть или сверхтонкой, или плотно-тяжелой), исключительный по своему художественному качеству. Ассортимент был богат и разнообразен: от пуговиц, табакерок, туалетных, чернильных и осветительных приборов до декоративных скульптур, которые тогда было принято называть ласковым словом «статуйки». Особую славу заводу принесли изумительные, разные по фасону и размерам вазы и представительные именные сервизы для парадных дворцовых трапез (некоторые из них насчитывали около 1000 составляющих их предметов). Здесь работали замечательные мастера: живописцы, скульпторы, модельмейстеры, шлифовщики, позолотчики. Некоторые художники специализировались на изображениях «людей, баталий, зверей, птиц, плодов и цветов». Особая миссия была возложена на портретистов, работавших в технике живописной миниатюры по фарфору, особенно на тех, кто создавал портреты членов императорской фамилии. Не стоит говорить, что здесь были недопустимы неточности и вольные трактовки, искажения в анатомии и перспективе. Вообще создание любого изображения в миниатюре – это искусство особое, требующее отточенных навыков, верного глаза и ювелирной выверенности в деталях. Ведь портрет нужно закомпоновать не на плоской поверхности гладкого и скользкого глазурованного фарфора, что тоже непросто, а на сложных, чаще всего округлых формах, иногда обильно украшенных рельефными или налепными деталями. Можно себе вообразить, что мастер, работая над портретом императора или императрицы, испытывал особый трепет и ответственность за порученное ему «дело государево».
Ваза с портретом российского императора Николая I (1796–1855), который правил в России с 1835 по 1855 год, из собрания галереи – не единственная в своем роде, тем не менее может считаться одним из лучших произведений Императорского фарфорового завода в нашей коллекции. Подобные изделия в эпоху правления того или иного монарха, выполненные строго по образцу и одобренные свыше, украшали собой интерьеры дворцов и загородных резиденций, а также могли служить дипломатическим подношением или подарком для особо проявивших себя на государственной или военной службе подданных.
Ваза имеет модную на вторую четверть XIX века форму – кратерообразную, или, как ее обозначали на заводе, «медицис». Она выполнена из белого фарфора и состоит из нескольких частей, которые скреплены по центру металлическим стержнем для устойчивости и сохранения. Ее внешняя поверхность покрыта благородной яркого оттенка голубой глазурью, которая звучит торжественно (но не помпезно!) в сочетании с глянцевым и матовым золочением. Верх вазы имеет широкий раструб, а ножка и круглое основание ее покоятся на квадратном бронзовом плинте – постаменте. В нижней части она опоясана лентой скульптурного растительного орнамента, так же декорированы сквозные фигурные ручки. На одной стороне в скругленной широкой золоченой рамке – оплечное изображение Николая I в темно-зеленом мундире с золотыми эполетами и голубой лентой ордена Андрея Первозванного. Изображение императора дано на фоне пейзажа с голубым небом и лиловыми облаками. К слову сказать, Николай I еще во времена его путешествия по России, Германии, Англии и Франции был признан одним из самых красивых мужчин в Европе благодаря безупречной мужской внешности, правильным чертам лица, высокому росту, атлетической фигуре. Было отмечено, что государь имел превосходные манеры и обладал импозантностью и галантностью.
Портрет на вазе выполнен с оригинала немецкого живописца Франца Крюгера (1797–1857), выпускника Берлинской академии художеств. Он состоял в должности придворного художника у прусского короля Фридриха Вильгельма IV. Неоднократно с 1832 по 1851 год совершал поездки в Санкт-Петербург, где исполнял заказы Николая I и его близкого окружения. (Здесь же Крюгер написал несколько портретов для Военной галереи Зимнего дворца и создал ряд батальных и сюжетных композиций.) Художник пользовался особым расположением Николая I, который ценил его мастерство. Портрет государя, расположенный на фарфоровой вазе, был признан эталонным, то есть многим живописцам заказывали его копии, и, как было принято в те времена, эти живописные портреты рассылались по столичным и провинциальным городам, где им было положено находиться в коллегиях, судах, военных ведомствах, государственных и учебных заведениях – во всех присутственных местах.
На Императорском заводе начиная с 1830-х годов получило широкое распространение копирование на вазах и больших, а также малых плакетках картин западноевропейских и русских художников из собрания Эрмитажа и великокняжеских коллекций. Неудивительно, что портрет работы Крюгера, одобренный Николаем I, стал украшать и фарфоровые изделия, которые увидели свет еще при жизни императора (по верхней внутренней поверхности вазы есть маркировка « » с государственным гербом над ней). Подобная работа поручалась особо талантливым копиистам, однако, к сожалению, история не сохранила для нас их имена. Портрет императора органично включен в композиционный строй вазы и является той торжественной доминантой, которая особо уместна в дворцовых залах.
Нельзя не упомянуть о том, что Николай I неоднократно бывал в Тверском дворце: и когда следовал в Москву на собственную коронацию в августе 1826 года (вместе с женой и двумя дочерьми), и в 1830–40-е годы он останавливался здесь несколько раз, иногда на ночь, а иногда на несколько недель.
Многие исследователи истории династии Романовых расходятся во мнениях, рассуждая об этом русском императоре, его правлении и личностных качествах. Вступивший на престол под звуки выстрелов на Сенатской площади, Николай не обладал авторитетом и обаянием своего брата Александра I, но значительно превосходил его решительностью и категоричностью своих поступков.
Как считали некоторые его современники, он был лишен любых душевных сомнений и лишь один раз встретил сопротивление своей воле 14 декабря 1825 года. Его царствование длилось 30 лет, и как писали о нем в те времена люди из близкого окружения, «не было в нем романтизма его покойного брата, но и не было надменной важности». Прозванный в народе «Николаша Палкин», он и при жизни, и после смерти, мягко говоря, не вызывал симпатий, а суд и казнь декабристов лишь усугубили неприязнь к государю в определенных кругах общества. Была усилена тайная канцелярия, проведено насильственное переселение крестьян в Сибирь, разразилось несколько кровопролитных войн. Николай I был правителем, ревностно отстаивавшим монархические идеи, полным убежденности в том, что власть императора священна. О себе он писал так: «…не склонен я увлекаться демократией и либеральными идеями. Не надо заниматься философствованием, а необходимо следовать единству власти и законам, строить мосты и дороги и наказывать преступников». Всё вышесказанное повлияло на репутацию Николая Павловича Романова не в лучшую сторону, однако не следует забывать и о том, что он, имевший блестящее военное образование, понимал, что без сильной и дисциплинированной армии Россия беззащитна (как это понимал и Петр I, подвергший свой народ многочисленным жертвам ради упрочения государства Российского). Кто-то из великих сказал, что в каждом из нас живут два разных человека. Николай не был исключением. Многие его поступки и государственные деяния, тем не менее, послужили на благо Отечеству. Непростые обстоятельства, что привели Николая I на престол, и сопротивление этому некоторых его подданных, как писал он сам, отозвались в его душе «разочарованиями и горестями». Власть – всегда тяжелое испытание.
Спонсоры рубрики:
Якуб Алиев