Триумф стекла

Немногие из наших читателей представляют себе, что такое красномайское стекло. Рожденные в конце ХХ века или в веке нынешнем не могут этого знать, поскольку одно из старейших предприятий России, составившее славу отечественному декоративно-прикладному искусству, прекратило свое существование несколько десятков лет назад. Давно уже нет самого завода, ушли из жизни многие художники, работавшие в его творческой лаборатории, а в совсем недавние, казалось бы, времена – в пору расцвета вышневолоцкого стеклозавода «Красный май» (1950–90-е годы) – он был одним из крупнейших предприятий России. Изумительные по своему художественному качеству композиции из цветного, сульфидного стекла и хрусталя экспонировались на каждой отечественной выставке, представляли наше искусство по всему миру, а вещи бытового назначения, которые принято было называть «массовка», выходили с конвейера миллионными тиражами, и их стремились приобрести жители нашего города и всего Тверского региона. Красномайское стекло до сих пор считают за честь иметь крупнейшие российские музеи, а интерес коллекционеров и аукционный спрос на него с каждым годом только возрастает.

Начиналась история завода так: в 1859 году в Вышневолоцком уезде Тверской губернии (недалеко от «Государевой дороги»), в деревне Ключино на реке Шлине, купцами Болотиными был основан стекольный завод. Впоследствии владельцы завода передали дело своим наследникам и преемникам. (К слову сказать, к середине ХIХ века в Тверской губернии насчитывалось около 180 небольших стекольных центров.) Однако Ключинский завод Болотиных уже в середине 1870-х годов выходит в авангард среди многочисленных российских частных предприятий. Безусловно, болотинскую продукцию нельзя сравнивать с изделиями столичных императорских заводов и по ассортименту, и по уровню высочайшего художественного качества. Следует отметить, что уже через несколько лет после основания завода здесь была создана крепкая производственная база и размах его деятельности был велик по масштабам тех времен. Именно тогда начали зарождаться династии стеклодувов и мастеров обработки стекла, которые в течение полутора столетий передавали свое искусство от отца к сыну по наследству. Там создавались изумительные по своей красоте вещи, продававшиеся по всей стране и неизменно пользовавшиеся огромным спросом. Изделия были умеренны по цене и могли украсить собой городские интерьеры, купеческие и дворянские особняки, служить достойным подарком. Большое внимание уделялось изготовлению предметов церковной утвари, ваз, фонарей, светильников. Колорит, пластика и декорирование ваз, корзинок и особенно керосиновых ламп, украшенных фирменными многослойными оборками, часто дополнялись росписью золотом, эмалями и люстром, что являлось отличительным знаком продукции Ключинского завода. Заводские образцы неоднократно завоевывали высокие призы и награды на крупных отечественных и всемирных выставках. (Редкие произведения вышневолоцкого стеклозавода Болотиных можно увидеть в постоянной экспозиции Тверского императорского дворца.)

…Сейчас из заснеженного зимнего дворцового сада можно попасть в выставочные залы оранжереи, где открыта экспозиция «Триумф стекла» (она будет работать для посетителей до конца февраля 2024 года). Таким образом, представляется волшебная возможность перенестись в другое время года – в осень или лето – с буйством ликующих красок, которые живут в удивительных композициях. Здесь же, в оранжерее, цветут и зеленеют экзотические растения, созвучные по красоте с произведениями тех авторов, которым и посвящена экспозиция и забывать имена которых мы не имеем права. Эти талантливые художники на долгие годы связали свою судьбу и творчество с «Красным маем». В собрании галереи сложились их значительные монографические коллекции, поскольку многолетнее комплектование наших фондов работами тверских художников было одной из приоритетных задач их пополнения. Выставка дает возможность представить не только отдельный путь и особенности стиля каждого из них, но и формирование их индивидуального творческого почерка. Перед экспозиционерами стояла сложная задача отбора произведений из большого и разнообразного фонда стекла, и было принято решение показать наиболее значимые композиции, некоторые из которых существуют в единственном экземпляре. Выставка призвана напомнить о великом наследии, которое всегда будет гордостью Тверской земли и русского стеклоделия.

…Стеклозавод «Красный май», к великому сожалению, прекратил свое существование на рубеже 1990–2000-х годов. Это, безусловно, отразилось на судьбах многих художников, для которых утрата любимого завода стала поистине жизненной драмой. Некоторые из них уже не смогли отдавать себя любимой профессии, в которой состоял смысл их жизни. «Красный май» был сметен бессмысленным вихрем перестроечного времени. Тогда парадоксальные, необоснованные и недальновидные решения привели к утрате многих художественных центров, где на протяжении столетий поддерживались и развивались высокие традиции русского национального искусства. (Это ли не печально, что, когда закончились запасы красителей и исходных материалов, вместо уникального ассортимента цветного и сульфидного стекла, чтобы не останавливать производство, завод был вынужден перейти на изготовление оконных стекол и трехлитровых банок?!) А ведь «Красный май» выжил даже в тяжелые годы Великой Отечественной войны. В поселке Красномайский непризванные на фронт – в основном старики и дети – холодными зимами собирали хворост и дрова для поддержания необходимой температуры в печах, что требуется для варки стекла – процесса, который нельзя прерывать. Завод выстоял в страшное время военных действий, а в мирные годы был уничтожен, и теперь на его месте остались только руины производственных корпусов.

В послевоенные годы завод снова заработал, а в 1959 году «Красный май» начал осваивать производство сульфидно-цинкового стекла – абсолютно нового материала, с некоторыми технологиями и секретами изготовления которого были знакомы еще ключинские мастера. Основные принципы его изготовления были разработаны в Ленинграде технологами Е.А. Ивановой и А.А. Кирьененом. Рецепт этого материала был предложен многим предприятиям и на некоторых испробован, например на Дятьковском хрустальном заводе (Брянская область). Однако он прижился и получил дальнейшее развитие лишь на «Красном мае». Тогда вышневолоцкий завод стал единственным не только в стране, но и в мире центром создания «русского чуда» – сульфидного стекла, при варке которого в горячую стекольную массу добавляют оксиды металлов и сульфиды цинка. Новый материал закрепился в широком заводском ассортименте. Все члены художественной лаборатории подошли к созданию работ из сульфидного стекла индивидуально, изучая при этом его свойства иногда прямо в цехе у печи. Это стекло привлекало своими волшебными возможностями: в зависимости от температуры нагрева оно меняет свой цвет, его оттенки и интенсивность, что придает каждому образцу уникальную неповторимость. Изделия из него непостижимо красивы и неожиданны в своем образно-пластическом и колористическом решении, имеют богатейшую клавиатуру цвета. Они расходились в стране миллионными тиражами. Но это вовсе не означает, что процесс их создания был легок и прост: он требовал научного знания и освоения многих технологических приемов, а также длительных экспериментов, которые не всегда бывали удачными. Художник мог работать над одним образцом долгое время, добиваясь желаемого результата, вновь и вновь обращаясь к воплощению своего замысла.

Впервые появившееся на отечественных выставках в 1960-е годы, красномайское стекло произвело колоссальное впечатление на посетителей и специалистов, а творчество художников получило восторженные отзывы и признание их новаторского таланта. Кроме того, стекло получило и мировое признание – почетные грамоты, дипломы, первые премии, медали и гран-при на всемирных выставках стекла в Италии, Франции, Бельгии, Канаде, Чехии и других странах.

У истоков работы с сульфидно-цинковым стеклом на «Красном мае» стояла Светлана Бескинская (1930–1986). Ее вклад в развитие и внедрение в производство нового материала невозможно переоценить. На выставке представлены композиции «Большой праздник», «Балясины» и комплект «Горошки». Произведения художницы характеризуют виртуозное владение сложнейшими техниками декорирования стекла и хрусталя, а также высокая художественная культура, основанная на традициях русского стеклоделия, в том числе и ключинских мастеров. Особым обаянием отмечен ансамбль «Горошки», где капельки сульфида придают лаконичным формам особый шарм.

Анатолий Максимович Силко (1927–2003) – некоторое время главный художник завода – посвятил свою жизнь работе на «Красном мае» и одним из первых стал создавать образцы из сульфидного стекла. Им выполнены такие известные произведения, как «Красная лента», «Олимпийский», «Урожай», которые торжественно звучат в экспозиции.

Виктор Яковлевич Шевченко (1935–2012) приехал на «Красный май» с Дятьковского хрустального завода, поскольку стремился работать с новым материалом, а это было возможно только на вышневолоцком предприятии. Его опыты увенчались грандиозным успехом. В зале оранжереи можно увидеть хорошо известные по выставкам и публикациям композиции «Перекати-поле», «Новолуние» и вазу «Морская». Автор работал над возможностями сочетания прозрачного предмета с рельефным декором, используя пластичность расплавленной массы и ее колористические регистры. Сульфидные произведения художника тяготеют к скульптурности и динамичной живой форме, что способствовало богатству возможных трактовок образов и постижению логики и напряженности природных форм. (Шевченко стал автором некоторых интерьеров МХАТа, показав потенциал сульфидного материала в пространственных решениях: панели, декоративные решетки, осветительные приборы и фонтан продемонстрировали новые возможности сульфида, открывая еще одно его свойство – долговечность.)

Владимир Гаврилович Хролов (1935–1984) на протяжении всей жизни изучал возможности гутной техники, и творчество его подпитано огромной любовью к миру и русской природе. Его живописно-пластические, наполненные сказочным настроением и мягким национальным юмором произведения – декоративный чайник «Петушок», композиции «Флейта» и «Полосатый» – выполнены с безупречным мастерством, изяществом и индивидуальной трактовкой образа. «Своим творчеством и талантом Владимир Хролов исповедовал народное понимание красоты как естественности, ясности выражения и был в этом смысле подлинно народным художником» – так писала о нем известный искусствовед Елена Григорьевна Рачук.

Людмила Александровна Кучинская (род. 1944) много лет активно работала в художественной лаборатории завода. Как и все остальные, она все силы и талант отдавала созданию уникальных выставочных и музейных образцов. В оранжерее можно видеть известные композиции «Красные поля», «Застава», «Фиеста», «Вознесение», «Дыхание земли». Все произведения Кучинской несут сильный эмоциональный заряд, чему способствуют необыкновенная, иногда неожиданная на первый взгляд, смелая колористическая гамма и обилие техник декорирования, которыми художница владела в совершенстве. Это позволяет ее изделиям сразу привлекать к себе внимание и украшать экспозиции разного рода.

Алексей Иванович Новиков (1940–1997) – один из потомственных стеклоделов завода, получивший в дальнейшем профессиональное образование (его дед и отец были потомственными мастерами на старом Ключинском заводе). Круг возможностей Новикова как художника был необыкновенно широк: он работал с хрусталем (был прекрасным гравировщиком), с цветным и сульфидным стеклом. На «Красном мае» этот мастер считался одним из лучших интерпретаторов художественной шлифовки накладного стекла и хрусталя. В сфере декоративного искусства 1970–90-х годов Новиков занимал особое место благодаря разнообразным пластическим и колористическим находкам, своим секретам и открытиям, которые он использовал даже при создании изделий массового заводского ассортимента, что вполне позволяет назвать их предметами искусства.

Сергей Алексеевич Коноплев (1936–2018), предки которого работали на Ключинском заводе, имел авторитет великого труженика и экспериментатора и часто, помимо упорной работы с сульфидно-цинковым стеклом, обращался к старым сложным техникам (например, миллефио́ри) – декоративный комплект ваз «Осенний». Его декоративная пластика, композиции и вазы оставляют ощущение на секунду остановившегося мгновения красоты.

В последние годы существования завода в творческую лабораторию пришел талантливый молодой художник Сергей Евгеньевич Невинницын (род. 1961). Комплект «Чайная церемония» настраивает зрителя на созерцание прекрасного: лаконичная форма и гладкая фактура служат фоном лирическому аккорду образа композиции – цвету с включениями пестрых сульфидных мазков и нитей, разливающемуся по поверхности каждой формы ансамбля. Здесь прослеживаются традиции японского декоративно-прикладного искусства – лапидарного, сдержанного и утонченного.

Экспозицию выставки дополняют живописные произведения художников второй половины ХХ столетия, написанные в основном в окрестностях Вышнего Волочка (Дом творчества «Академическая дача им. И.Е. Репина»), а также в других живописных уголках России. Пейзажи и натюрморты Николая Андреевича Комиссарова (1922–2002), Владимира Ивановича Москаева (1930–1974), Вячеслава Федоровича Шумилова (1931–2004), Ольги Григорьевны Светличной (1915–1997), Бориса Владимировича Федорова (1948–2014) и других художников по своему образному содержанию перекликаются с произведениями из стекла и создают общую атмосферу искусства того времени.

Выставка призвана напомнить о замечательных художниках, без которых был бы невозможен высокий авторитет российского стеклоделия второй половины ХХ столетия. Она дает широкое представление о разнообразных возможностях сульфидного стекла, которые никогда не будут исчерпаны. Разные по регистру своего таланта и мировосприятия, художники «Красного мая» оставили яркий след в искусстве. И сейчас, когда завода уже нет и почти нет надежды на его возрождение, задача нашей выставки – напомнить о блистательном периоде его деятельности на примере творчества очень разных, но необыкновенно талантливых людей, одинаково преданных любимому материалу – стеклу.