Умное искусство

Что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Николай Заболоцкий, 1955 г.

Быть посвященным в чудо рождения стекла дано не каждому. Особое отношение к материалу и процесс создания художественного образа в композициях из стекла и хрусталя доступны избранным. Художник, который выбрал этот материал – ступил на непростой путь в искусстве. Ему чаще, чем живописцам, графикам и скульпторам, приходится испытывать разочарования в процессе воплощения своего замысла.

Стекло – это живая материя с непредсказуемым характером, которая может вести себя капризно и не соответствовать ожидаемому результату. Тогда процесс повторяется снова и снова, для чего, разумеется, необходимо терпение. Как говорил замечательный художник Борис Фёдоров, которого справедливо именовали «маэстро», «… в стекле можно сказать всё. Там живут наши воспоминания, любовь, драмы и счастливые дни. Но в стекле всегда есть трагедия, ведь оно хрупкое, и его жизнь может внезапно оборваться, поэтому оно драгоценно».

Стекло известно человечеству на протяжении тысячелетий, и в разные эпохи оно меняло свой облик и художественные качества благодаря таланту, фантазии и исследовательской мысли его создателей.

Следует учитывать, что русское стекло имеет свои национальные особенности, которые формировались в течение столетий. Современные художники используют традиции своих предшественников – без этой базы невозможно сказать собственное слово в этом виде искусства. Великие мастера подарили нам превосходные образцы уникальных изделий, которые блистательно продемонстрировали себя на мировом уровне. Неслучайно стекло называют «умным искусством», поскольку авторам помимо таланта совершенно необходимо иметь научные знания и овладеть специфическими технологическими приемами, а также опытом, который использовали мастера разных школ и эпох. Художнику необходима определенная смелость и своего рода дар предвидения, чтобы получить задуманный результат при непосредственной работе у печи.

Всем известно, что в любом виде искусства основополагающим является эмоциональное настроение, которое художник дарит зрителю. В стекле это сделать намного труднее. Цвет в этом материале не всегда берет на себя главную роль, и тому примером могут служить композиции из бесцветного стекла и хрусталя.

В экспозиции Тверского императорского дворца можно увидеть превосходные произведения отечественной школы художественного стеклоделия, созданные во второй половине ХХ века российскими художниками разных школ и поколений.

Среди них выделяются работы художников известного вышневолоцкого стекольного завода «Красный май» (бывший Ключинский завод купцов Болотиных). Их творчество является гордостью российского декоративного искусства, заслужившее славу не только на своей родине, но и далеко за ее пределами. Свидетельством тому является блистательное участие стекла «Красного мая» в крупнейших выставках и биеннале, а также многочисленные престижные премии и награды.

В экспозиции представлен декоративный комплект одного из самых известных художников советского стеклоделия второй половины ХХ века – Анатолия Максимовича Силко (1927–2003), возглавлявшего художественную лабораторию завода. Композиция «Лотос» (1978) выполнена из опалового и молочного стекла с включениями сульфида в виде волнообразного декоративного орнамента и обладает пластичностью и благородством каждой формы. Здесь воплощено своеобразное представление художника об экзотическом и овеянном легендами цветке лотоса, который с древности является священным для народов Востока. Художник создает обобщенный образ прекрасного творения природы, исключая при этом роль цвета как обязательного дополнения к раскрытию задуманного. Силко сознательно уходит от интенсивного, насыщенного колорита, и это нисколько не мешает выразительности композиции.

Совсем недолго (с 1969 по 1975 год) работала на заводе эстонская художница Эха-Пиви Освальдовна Йыги (рожд. 1936 г.), сумевшая оставить заметный след в искусстве тех лет. Художница избегает насыщенного колорита и создает окутанные легкой дымкой полупрозрачные кубки с перехватом по центру в виде фигурных рельефов, напоминающих обледеневшие ветви.

Одной из лучших работ коллекции красномайского стекла в собрании галереи можно назвать декоративную вазу «Старый парк» (1978) одной из ведущих художниц завода Людмилы Кучинской (рожд. 1944 г.). В этом известном произведении смело рифмуются два совершенно разных по составу и художественным возможностям материала: толстостенный кристально-прозрачный гравированный хрусталь и сульфидно-цинковое стекло. Это ваза-пейзаж: ее основание с включениями пятен, нитей, лент, черного, зеленого и желтого цветов олицетворяет землю, неровно покрытую снегом с проталинами и сугробами. Верхняя хрустальная часть, где изящным гравированным рисунком изображены фрагменты старого парка – деревья, беседки и мостики – словно наполнена прозрачным морозным воздухом. Резкий контраст звонкого бесцветного хрусталя и глухого сульфидного стекла призван для создания образа, наполненного природной тайной застывшего в зимнем сне старого парка.

Владение знаниями о возможностях стекла, новейшими и старинными способами его обработки отличало потомственного мастера-стеклодела «Красного мая» Сергея Алексеевича Коноплёва (1936–2018), его дед был прославленным выдувальщиком на Болотинском заводе. Комплект декоративных ваз «Водопад» выполнен в импровизационной технике: при создании формы художнику удалось зафиксировать момент падения водных потоков. С верха каждой вазы струятся свободным каскадом прозрачные стеклянные потоки, так живо напоминающие талую воду. Сочетание глухой молочной и прозрачной масс вызывает в нашей памяти картины высокогорных ледяных водопадов, где хрустальная вода стремится вниз, омывая вечные льды, застывая при своем движении.

Безусловно, читатель должен иметь в виду, что разговор идет об авторских уникальных произведениях музейного значения. Но стекло создавалось на производстве, где всегда существовало второе, и на то время основное, направление – создание тиражной продукции для массового спроса. Композиции, представленные в экспозиции, считаются уникальными потому, что они созданы в одном экземпляре самими авторами. Абсолютно точных повторений им быть не может, потому что стекло, как уже говорилось выше, в процессе рождения ведет себя каждый раз по-разному.

В заключение хочется сказать, что музей призван отдавать дань художникам, сказавшим свое слово в искусстве. Поэтому до сих пор мы с печалью осознаем, что прекрасный завод «Красный май» с его художественной лабораторией в начале 2000-х годов перестал существовать, как и многие фарфоро-фаянсовые и текстильные гиганты страны. Они были приватизированы, то есть стали принадлежать никому. Музей является гарантом сохранения лучших уникальных произведений и памяти тех художников, которые принесли славу отечественному декоративно-прикладному искусству.

Спонсоры рубрики:

Якуб Алиев