По эту сторону строки
Екатеринбургский поэт Инна Домрачева – о которой пишут и как о тонком, нежном лирике, и как о железной уральской леди – вероятно, не увидит в этом никакого противоречия. В ткань ее стихов вплетены и сложные образы, и прямолинейность повествования, и невозможная искренность, иногда жестко обрываемая самим автором.
Гармонично сочетать малосочетаемое – эта способность во многом и определяет ее поэзию. Равно как и многослойность стиха, весь тот культурный пласт, который привлекает автор и который даже не всегда просматривается, просто подразумевается. Создаваемые образы иногда раскручиваются как лабиринт, увлекательный для прохождения. А нарочитая простота не должна смущать читателя, за ней и прячутся ходы лабиринта.
Марина Батасова
Поэт
***
Да кем тебе было назначено –
Влюбиться нельзя умереть –
Глазами такими прозрачными
На женщин телесных смотреть?
Взгляну и замру без движения,
Как буквица красной строки,
Не видя свое отражение,
А только излучье реки,
Где еле, и то в навигацию,
Пройдешь, не задев берега;
Мальчишку на ветке акации
С гудком из пустого стручка;
Собак в отцветающем доннике –
Я всё и не помню уже –
Как в кино- и видеохронике,
Запоротой при монтаже.
Ты знал, что уж если пора, чего
У вечности мелочь просить?
И детство свое не сворачивал,
А младшим оставил носить.
За эту ли связь поколенную,
За то ли, что сердце мое
Когда-то вмещало Вселенную,
А ты вытесняешь ее,
Нас вышлют в почтовом конверте и
Сожмут до формата avi.
Но мне ли бояться посмертия,
Тебе ли бояться любви?
***
В темноте стена, на стене – рогожка,
На рогожке – мир, а за рамкой – нет.
В человеке Бог продышал окошко,
Чтобы тот пришел посмотреть на свет.
Человек идет, изморось и ветошь,
Говорит Ему: там, за февралем,
Это Ты всеблаг, это Ты всеведущ,
Я же кислород, смешанный с углем.
Я и без того контур карандашный,
Торопливый штрих в западне орбит,
Хочется окно распахнуть, а страшно:
Вдруг испепелит?
***
Чтоб мир казался обжитей,
Веселую отрину злобу я
И научусь любить людей,
Во всяком случае, попробую.
По эту сторону строки
Не отпускай меня, пожалуйста,
И то, что люди – дураки,
Не гневом вырастет, а жалостью.
***
О ком написано гвоздем,
Под Спартаком, в тени парадной,
Мы тоже встанем и уйдем
Вверх по сварной,
по невозвратной.
Четыре варежки, и дым,
И в швах панелей стекловата –
Они останутся двоим,
Целующимся
воровато.
***
Я давно не люблю вас, не верьте,
Вы висите у нас на трюмо.
Вам грозит обнаружить в конверте
То, что вряд ли сойдет за письмо:
Голубую соседскую кошку
(Удивительно мерзкую тварь),
Катерок, голосящий истошно,
Марсиано-испанский словарь,
Фотографию старого кэпа,
Разводившего в трюме цыплят;
И дешевое синее небо –
По ведру поцелуев за взгляд;
И закат, написавший аллею,
Да не вставший потом с полотна…
А на белый конверт я наклею
Негашеную марку окна.
***
На заре таких уносит аист
Грузовой, за горы и за лес.
Он ногой толкается, качаясь,
Поднимая скрипы до небес.
В предрассветной дымке Боттичелли
Голосом осипшим, пропитым,
Он поет: «Крылатые качели!
Я не буду больше молодым…»
И с улыбкой детской и счастливой
Он, фальшивя разве что едва,
На пустой бутылке из-под пива
Выдувает нежные слова.
Как бы сердцем ни были мы зорки,
Те качели ржавые вольны
Походить на каждые задворки
Пьяной, отмудоханной страны.
* * *
Богу, совести, честному имени –
Больше мы никому не должны.
Всё, что можно купить или выменять,
Остается с другой стороны.
Покупая за дружбу – приятельство,
Покупая за преданность – страсть,
Ты свое ощущаешь предательство,
Ты себе позволяешь пропасть.
Это сделано ими – поверь, прости –
Пусть у них и болит голова.
Как окурки и нефть, на поверхности
Остаются чужие слова.
Ты – вода, так с какой к тебе меркою?
Всё равно утечешь налегке.
Ты должна только Богу и зеркалу,
И вот этой последней строке.
***
Судьба растерла палочку чернил.
Пиши. Терплю холодные касанья.
Их узнает любой, кто хоронил, –
Приметы пустоты и угасанья.
Как бы песчинка жжется под ребром:
Чужая смерть, агония чужая.
Проси добром – вернется серебром
И бросит, ничего не выражая:
Мол, немота погасит плач и речь,
А рана будет легкая – сквозная.
Прошу – и не умею уберечь.
Ни имени, ни адреса не знаю.
* * *
Пусти меня к семи ветрам,
К чужой вражде, к чужой заботе,
Ну хоть в рабочем эпизоде,
Не выходящем на экран.
Еще раз – крыльями в прибой,
И через море – за оливой.
Я захотела стать счастливой –
И разучилась быть собой.
Улыбку донага раздень,
Кричи на языке растений.
Я не отбрасываю тень,
Но кто отбрасывает тени?
Когда взойдут материки
И антилопы на капоте,
Хоть по несбывшейся свободе
Оставь мне видимость тоски…
* * *
Ноют сироты – губы и руки.
Оплетает вагонные сны
Камертонная нота разлуки,
Холодящая кожу спины.
С металлическим привкусом Юга
Жестяная колесная клеть,
Поезд сам научился баюкать
И еще колыбельные петь.
Томик, взятый в дорогу, прочитан.
Тонко пахнет из окон иссоп.
А меня проезжают транзитом
Восхищение, боль и озноб.
Мы пернатые, Серые Шейки,
И не видим дорожную грязь.
Засыпаю на липкой скамейке,
Навсегда ничего не боясь.
* * *
А что делать,
Если чуть выше его лопаток,
Посередине,
Надпись на базовом женском:
«Центр обитаемой Вселенной –
Здесь».
Или,
Как это читается в некоторых диалектах:
«Носом утыкаться сюда».
* * *
Судьба улыбнулась. Видишь, она щербата –
Игла, киксуя, чиркнула по шеллаку.
Есть те, кто пляшут, когда начинают падать,
И есть другие, которые лезут в драку.
У них под веками бьется чужое, волчье,
И поздно уже придумывать имена им.
Еще есть третьи, привыкшие падать молча,
Но мы о них вообще ничего не знаем.
* * *
Когда умру, ты скажешь за меня?
Я не прошу защитника иного.
Есть многие, умеющие слово
Крутить, в любую сторону клоня.
А ты не крутишь. Говоришь как есть.
Не снисхожденья просишь – пониманья.
Пожалуйста. Пожалуйста, поймай мне
Благую утешительную весть.
Я подожду, пусть переносят суд,
Сдается, не такой уж он и Страшный.
Полвека в лимбе, думая: когда ж, ну?
И чувствуя, что все-таки спасут.
Мой рот заклеен белой кнопкой Mute.
Я чересчур во многом виновата.
Я не прошу другого адвоката.
Скажи им ты. Тогда они поймут.
* * *
Дыши, дыши, закусывай губой,
Скрывая от стоящих за тобой,
Что не хватает сил на айнэнэ,
Что позвонки растаяли в спине,
Что хочется бежать, но паралич,
И ты глядишь безумно, как Ильич
В двадцать четвертом, дергая бровьми,
Но кто-то задирает, черт возьми,
И ты встаешь и с ходу лезешь в драку,
Ты – куколка, до стадии имаго
Тебе еще четырнадцать смертей,
Ползи на свет, себе осточертей,
Мигай, как потерявший сеть модем,
Но что теперь прикажешь делать с тем,
Что ты, переставая ждать удара,
Оцепенело падаешь ничком,
И взмахивает молния смычком,
И небосвода лопается тара.
Ural Music Night
Птиц назови и зверей из-за кадра озвучь,
Но, тишину опрокинувший, будь начеку:
В эту мелодию вшит пневматический ключ,
Эту мелодию можно приставить к виску.
Эта мелодия кружится веретеном,
Кошка из погреба – мыши, естественно, в пляс,
Как шелуху из решетчатой клети с зерном,
Новый рассвет из мелодии выдует нас.
В стеклах высоток восход коротнул и сгорел.
Если не строить из полистирола Эдем,
Музыка сфер превращается в музыку стрел,
Высвобождая энергию звездных систем.
Место – пространство Вселенной, а время – сейчас,
Поздно на тестовом стенде испытывать злость,
Если над городом сходится весь этот джаз –
Музыка надфилем входит в височную кость.
* * *
Света нет. Увидеть предстоит нам
Процион и месяц молодой,
Но земля пока еще безвидна,
И никто не вьется над водой.
Волком в роще воет неотложка,
У таксиста глохнет помело.
Посиди со мной еще немножко.
Посиди, пока не рассвело.
* * *
Ну, прости. Бесполезно браниться
И пытаться исправить меня,
Нарушать, выдыхая, границы –
Неотвязное свойство огня.
Опоздал отшатнуться обратно –
Пепел улицы сплошь затянул,
Но метафоры трупные пятна
Исчезают с пергаментных скул.
На конверте, обугленном с краю,
Разобрать бы строку «адресат».
Только stay by my side повторяю,
Только stay, говорю, by my side.
* * *
Не включай так ярко лето,
Глуше, глуше, всё равно
В царство доблести и света
Мне въезжать запрещено,
Я объект иного вида,
Я совсем другая тварь.
Помяни царя Давида –
Очень выдержанный царь.
Помяни и этих, вроде
Предназначенных борьбе:
И Дубровина Володю,
И Маресьева А. П.,
Честных, искренних ab ovo,
Появившихся не зря –
Данко, Гулю Королеву,
Иудейского царя.
* * *
Наплывая с севера и справа,
Пеленой пытаются облечь
Все слова из тающего сплава
Эту намагниченную речь.
Бродят, уподобившись напитку,
Спящему в затворе водяном,
Что ни процитируешь навскидку –
Прозвучит о том же, об одном.
Не прикрыться репликой готовой,
Промолчав, не спрятаться в толпе,
До того чужое даже слово –
Каждое – бесстыдно о тебе.
* * *
Не зарекаясь от зимы
И не считая, сколько пройдено,
Все недолюбленные мы
Полюбят Бога или Родину.
В несвежие воротники
Вжимая голову поникшую,
К удару любящей руки
Мы с манной каши пообвыкшие.
Со спиц неровный ряд петель
Роняя на пороге терема,
Всех недолюбленных детей
Припомнит Родина растерянно.
В июне снегом по спине,
Но для любви, а не для жалости
Заплачешь, Родина, по мне?
Заплачь хотя бы ты, пожалуйста.
* * *
История, увы, всегда одна и та ж, но
Доселе никого не учит ни черта.
Она любила Вас так истово, так страшно,
Что я была от Вас авансом привита.
Не выжила еще покамест из ума я
И не по Вам сойду, когда настанет срок,
Но я должна сказать, что в целом понимаю,
За что она Вас так... не дай кому-то Бог.
* * *
Подломится закат, замшелый и дремучий,
Теперь определи, откуда ждать рассвет.
Оставь меня, оставь. Пожалуйста, не мучай.
Ты сам учил в восьмом: на свете счастья нет.
Нахмурив облака, нависло неблагое.
Включи субтитры для Ионы и кита.
Я многого хочу. Свободы и покоя.
Пусть будет темнота. Пусть будет пустота.
Реальность поплыла, воспользуйся резервной,
Глупец, искра уже попала в кислород,
Но если под золой еще живые нервы,
То чем теперь кричать утратившему рот?
* * *
На обломанных спичках гадая: идти – не
Выходить за черту, где разлит Poison,
Биполярник танцует на тонущей льдине,
У него начинается новый сезон.
Это гибель всему. Если хочешь, дотронься,
Настоящий анчар не бывает колюч,
Каждый может вручную закатывать солнце,
Если знать, где в диспетчерской стрелочный ключ.
Улыбаясь в закат сквозь прощальное фото,
Надевая скафандры из синего льда,
Мы уходим под самую темную воду,
И она запирает за нами врата.
* * *
У недавно отрытого рва
Немоты испугаться того же:
Если ты выдыхаешь слова,
На спине загорается кожа.
Даже если я не прозвоню
Эту схему – где ржа, где ледышка,
Кислород, поднесенный к огню,
Гарантирует яркую вспышку.
Я боюсь, что сомнется каркас,
Разлетится, как шведская мебель,
И угарный останется газ,
И горячий останется пепел.
Перетянутый мертвой петлей,
Застывая в растянутом кадре,
Обещает засыпать землей,
Но куда ему, бедному, вряд ли.
* * *
Что замолчал? Отвечай уже! Sprechen Sie russisch?
Давай учи меня этому. Или ты трусишь?
Я была femme fatale и сорокалетним подростком,
У меня три скина для разговоров о Бродском,
Я избегаю героики, мои товарищи – землеройки,
Мое тотемное дерево спилено при застройке,
Моя тоска воспаляется, подобно импланту,
Меня тошнит от ума и рвет струей от таланта,
Я задыхаюсь под панцирем, как пехотинец из СОБРа,
Так научи оставаться тебе подобною!
Доброй.
* * *
Над заурядной, почти человеческой внешностью
Неосторожно распахнуты навьи твои,
Кажется, я поглупела от грусти и нежности,
Кажется, я заблудилась в горящей любви.
Школы не знать – помереть безмятежно и неучем,
Нет же, находишь восток и бредешь посолонь.
Я бы дышала – но нечем и, кажется, незачем,
Я бы бежала, но в топь или прямо в огонь?
Слышу: не бойся, на помощь придем обязательно!
У горизонта дрожит заходящий карась,
А надо мной, стрекоча, пролетают спасатели,
Только я спряталась и до сих пор не нашлась.
* * *
Облизни химический карандаш,
Нарисованный персонаж,
Ничего мы не знали какотченаш,
Только песню про небонаш,
Где живым, разбившись, вставал пилот,
А потом возвращался вброд.
Неужели светлый летучий флот
Поднимался из тех болот?
И, слова понимая еще с трудом,
Оставляя их на потом,
Мы не знали, какой он – родимыйдом,
Но усвоили: небо – дом.
* * *
Если верить тому, что в свитках прочел толмач,
Оказаться не может смертным никто из нас, но
Восьмилетний мальчишка, чеканящий стертый мяч,
Тоже думает, будто время ему подвластно.
На мыске кроссовка – главная из планет,
Закипающей в жилах радости нет предела...
Я люблю тебя. Это законно? – Вообще-то, нет.
Но ведь ты, я понял, этого и хотела?
* * *
– Исчислена и утешена, коснись – полетит зола
Ответом всему, способному ее попросить: «Останься»,
К чертям это всё и к лешему,
Но как-то еще жила,
Тяжелой, давящей яростью прикованная к пространству.
Но не было утешения. Слова на мольбу не трать,
Появится сила темная и нечисть ее лесная.
Ты знаешь, как страшно – сутками, годами не умирать
Из ненависти?
(затягиваясь, бросая окурок)
– Знаю.
* * *
Всегда не знала,
Почему больно и страшно –
Слова разные.
Страшно –
Это когда пропускаешь удар
И внутри расползается
Невидимая гематома.
А больно –
Это когда тело кричит: «Страшно!»,
Потому что ты, дурак,
Неаккуратно с ним обращался,
И теперь оно может умереть.
Не то съел,
Не то выпил,
Не то схватил,
Перешел улицу
В неположенном районе,
Родился
Там, где и не собирался.